В Югорском государственном университете состоялось очередное заседание Совета ректоров вузов Югры, на котором были рассмотрены вопросы:
- механизмов получения дополнительной квалификации в процессе освоения основных образовательных программ высшего образования.
- формирования системы взаимодействия с квалифицированными заказчиками.
- трансформации деятельности УМО, функционирующих в системе высшего образования Югры.
Обращаясь к собравшимся с приветственным словом, председатель Совета ректоров вузов Югры, ректор ЮГУ Роман Кучин отметил: «Сегодня на повестку нашего заседания вынесен большой спектр вопросов, требующих детального рассмотрения не только на уровне нашего коллегиального органа, но и во взаимодействии с Правительством округа. Главной задачей университетов по-прежнему остаётся повышение качества образования, популяризация науки, развитие инфраструктуры университетов и создание условий для успешной реализации потенциала каждого студента и преподавателя».
По первому вопросу выступила проректор по образовательной деятельности ЮГУ Татьяна Костылева, представив собравшимся информацию о том, как на сегодняшний день реализуется механизм получения дополнительной квалификации в процессе освоения основных образовательных программ высшего образования в Югорском государственном университете в рамках смежных специальностей.
Сама возможность разработки образовательных программ высшего образования с учетом получения обучающимися нескольких квалификаций закреплена в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2021 г. По словам Татьяны Александровны, за прошедший период в ЮГУ удалось внедрить гибкую образовательную модель через создание механизмов централизованного управления образовательным процессом в рамках университета.
«Согласно парадигме Минобрнауки России, выпускники сегодня должны быть максимально адаптированы к требованиям современного рынка труда. В ходе обучения сам студент берет на себя ответственность и выбирает свою образовательную траекторию в рамках федерального стандарта. Так, дополнительные квалификации значительно увеличивают их шансы на построение успешной карьеры. Мы долго к этому шли, и вот уже в этом году состоится наш первый выпуск студентов с 2-мя дипломами о высшем образовании», - поделился Роман Викторович.
Данный вопрос вызвал оживленную дискуссию среди присутствующих, особенно в части итоговой аттестации, количества основных и выборных дисциплин, объема академической нагрузки.
«На самом деле, это очень правильный подход! Особенно, если можно данный механизм реализовать, не увеличивая академическую нагрузку. Если студент обучается по одной специальности и параллельно получает еще одну, а на выходе имеет 2 профессии – это здорово!», - отметил Алексей Дренин, директор Депобразования и науки Югры.
Вторым вопросом была поднята тема формирования системы взаимодействия с квалифицированными заказчиками. Докладчиком выступил Андрей Мельников, директор Югорского научно-исследовательского института информационных технологий. По его информации, Минобрнауки России совместно с РАН с конца 2024 г. реализует пилотный проект, предполагающий формирование государственных заданий на проведение фундаментальных и поисковых исследований с учетом модели «квалифицированного заказчика».
Проект решает следующие задачи:
- формирование долгосрочного спроса и предложений в отношении высокотехнологичной продукции, создаваемой для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации.
- поддержка научных исследований и разработок, результаты которых востребованы в деятельности организаций реального сектора экономики и осуществляются с учетом приоритетов научно-технологического развития и потребностей заказчика по приоритетным направлениям.
Андрей Витальевич озвучил и существующие проблемы, возникающие в ходе реализации проекта: «На самом деле, ситуация еще не достаточно определена. Главным образом, связано это с тем, что нет взаимосвязи между исполнителем – научным сообществом и заказчиком - предприятиями и компаниями реального сектора экономики».
«Действительно, здесь также идет трансформация подходов, но не все механизмы еще отработаны в полной мере. Однако если следовать посылу Минобрнауки РФ, то в будущем это будет единственным возможным вариантом получения бюджетных средств на научную составляющую часть госзаказа», - сказал Роман Викторович.
Во второй части заседания была заслушана информация о трансформации деятельности учебно-методических объединений, функционирующих в системе высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, поступивших документах на награждение нагрудным знаком «За заслуги в развитии высшей школы Югры», а также затронут вопрос медиа продвижения университетов Югры.
Подводя итог встречи, Роман Викторович сказал: «Трансформационные процессы сегодня пронизывают всю научно-образовательную систему, и где-то нам - вузам приходится выходить из шаблонов, переосмысливать свои подходы, подсматривать, как уже делают что-то схожее коллегии и уже пробовать внедрять у себя».