20 мая 2025 г.
В ЮГУ состоялось очередное заседание Совета ректоров вузов ЮгрыВ ЮГУ состоялось очередное заседание Совета ректоров вузов ЮгрыВ ЮГУ состоялось очередное заседание Совета ректоров вузов ЮгрыВ ЮГУ состоялось очередное заседание Совета ректоров вузов ЮгрыВ ЮГУ состоялось очередное заседание Совета ректоров вузов ЮгрыВ ЮГУ состоялось очередное заседание Совета ректоров вузов ЮгрыВ ЮГУ состоялось очередное заседание Совета ректоров вузов ЮгрыВ ЮГУ состоялось очередное заседание Совета ректоров вузов ЮгрыВ ЮГУ состоялось очередное заседание Совета ректоров вузов Югры

В Югорском государственном университете состоялось очередное заседание Совета ректоров вузов Югры, на котором были рассмотрены вопросы:
- механизмов получения дополнительной квалификации в процессе освоения основных образовательных программ высшего образования.
- формирования системы взаимодействия с квалифицированными заказчиками.
- трансформации деятельности УМО, функционирующих в системе высшего образования Югры.

Обращаясь к собравшимся с приветственным словом, председатель Совета ректоров вузов Югры, ректор ЮГУ Роман Кучин отметил: «Сегодня на повестку нашего заседания вынесен большой спектр вопросов, требующих детального рассмотрения не только на уровне нашего коллегиального органа, но и во взаимодействии с Правительством округа. Главной задачей университетов по-прежнему остаётся повышение качества образования, популяризация науки, развитие инфраструктуры университетов и создание условий для успешной реализации потенциала каждого студента и преподавателя».

По первому вопросу выступила проректор по образовательной деятельности ЮГУ Татьяна Костылева, представив собравшимся информацию о том, как на сегодняшний день реализуется механизм получения дополнительной квалификации в процессе освоения основных образовательных программ высшего образования в Югорском государственном университете в рамках смежных специальностей.

Сама возможность разработки образовательных программ высшего образования с учетом получения обучающимися нескольких квалификаций закреплена в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2021 г. По словам Татьяны Александровны, за прошедший период в ЮГУ удалось внедрить гибкую образовательную модель через создание механизмов централизованного управления образовательным процессом в рамках университета.

«Согласно парадигме Минобрнауки России, выпускники сегодня должны быть максимально адаптированы к требованиям современного рынка труда. В ходе обучения сам студент берет на себя ответственность и выбирает свою образовательную траекторию в рамках федерального стандарта. Так, дополнительные квалификации значительно увеличивают их шансы на построение успешной карьеры. Мы долго к этому шли, и вот уже в этом году состоится наш первый выпуск студентов с 2-мя дипломами о высшем образовании», - поделился Роман Викторович.

Данный вопрос вызвал оживленную дискуссию среди присутствующих, особенно в части итоговой аттестации, количества основных и выборных дисциплин, объема академической нагрузки.

«На самом деле, это очень правильный подход! Особенно, если можно данный механизм реализовать, не увеличивая академическую нагрузку. Если студент обучается по одной специальности и параллельно получает еще одну, а на выходе имеет 2 профессии – это здорово!», - отметил Алексей Дренин, директор Депобразования и науки Югры.

Вторым вопросом была поднята тема формирования системы взаимодействия с квалифицированными заказчиками. Докладчиком выступил Андрей Мельников, директор Югорского научно-исследовательского института информационных технологий. По его информации, Минобрнауки России совместно с РАН с конца 2024 г. реализует пилотный проект, предполагающий формирование государственных заданий на проведение фундаментальных и поисковых исследований с учетом модели «квалифицированного заказчика».

Проект решает следующие задачи:
- формирование долгосрочного спроса и предложений в отношении высокотехнологичной продукции, создаваемой для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации.
- поддержка научных исследований и разработок, результаты которых востребованы в деятельности организаций реального сектора экономики и осуществляются с учетом приоритетов научно-технологического развития и потребностей заказчика по приоритетным направлениям.

Андрей Витальевич озвучил и существующие проблемы, возникающие в ходе реализации проекта: «На самом деле, ситуация еще не достаточно определена. Главным образом, связано это с тем, что нет взаимосвязи между исполнителем – научным сообществом и заказчиком - предприятиями и компаниями реального сектора экономики».

«Действительно, здесь также идет трансформация подходов, но не все механизмы еще отработаны в полной мере. Однако если следовать посылу Минобрнауки РФ, то в будущем это будет единственным возможным вариантом получения бюджетных средств на научную составляющую часть госзаказа», - сказал Роман Викторович.

Во второй части заседания была заслушана информация о трансформации деятельности учебно-методических объединений, функционирующих в системе высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, поступивших документах на награждение нагрудным знаком «За заслуги в развитии высшей школы Югры», а также затронут вопрос медиа продвижения университетов Югры.

Подводя итог встречи, Роман Викторович сказал: «Трансформационные процессы сегодня пронизывают всю научно-образовательную систему, и где-то нам - вузам приходится выходить из шаблонов, переосмысливать свои подходы, подсматривать, как уже делают что-то схожее коллегии и уже пробовать внедрять у себя».

Вход для студентов